Жкх как оно есть
Работа в городской администрации априори предполагает общение с гражданами, ведь трудимся мы именно для людей.
Но такого числа посетителей, как в Комитете жилищно-коммунального
хозяйства и энергетики Владикавказа, нет ни в одном городском
управлении. Почему? Да просто сфера эта была и остается одной из самых
проблемных. Постройки, городские и внутридомовые коммуникации быстро
ветшают. И, не дожидаясь серьезных аварийных ситуаций, нужно
действовать! Быстро и взвешенно. И хоть работа тут кипит, и штат сплошь
состоит из профессионалов, для себя я сделала вывод: неблагодарное это
дело! Каждый считает своим долгом поругать сферу ЖКХ.
А
ведь благодаря этому большому коллективу (у комитета много
подведомственных муниципальных предприятий) город, можно сказать,
функционирует. Если убрать хоть один из фрагментов пазла под названием
ЖКХ, жизнь в городе просто встанет. Сможете обходиться без канализации?
Водоснабжения? Тепла (конечно, не летом)?
Новый, 2019 год начался в Комитете ЖКХ и энергетики Владикавказа с новым руководителем Маирбеком Хасцаевым.
Руководитель – да. Но вот назвать его новым человеком в сфере никак
нельзя. В городском комитете – он долгие годы, впрочем, поработал и в
Министерстве ЖКХ. Последние годы везде на руководящих должностях. Знает
все болевые точки, что называется. Поэтому говорить с ним о
жилищно-коммунальном комплексе – одно удовольствие. Преподносит все без
прикрас: «Здесь много проблем, здесь хочется больших результатов, а вот тут поработали на отлично, достигли высоких результатов».
Еще и с юмором. Без него в этой сфере никак. Нужно иметь веселый нрав… И
быть немного психологом. Ведь некоторые горожане порой нуждаются просто
в том, чтобы их выслушали.
Сегодня
хотим познакомить вас с Маирбеком Тазаретовичем, с системой городского
ЖКХ. К слову, раз в две недели по вторникам у руководителя комитета
бывает прием граждан. Запись осуществляется по телефону, указанному на
сайте администрации.
– Маирбек Тазаретович, у вас большой коллектив. Расскажите, пожалуйста, какие подведомственные организации в вашей системе?
–
Наши подведомственные – это ресурсоснабжающие организации, такие как
«Владсток», водоканал, тепловые сети. Также есть Единая
дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС), горсвет и ряд других предприятий.
Хочу сразу отметить команду ЕДДС.
На
протяжении нескольких лет она постоянно становится лучшей по СКФО и
России. Служба интегрирована в систему МЧС «112». Что могу сказать?
Молодцы! ЕДДС реагирует всегда быстро! На ее сотрудников ложится очень
большая психологическая нагрузка, особенно когда случаются катаклизмы
природного характера. Ветер и град естественно влекут за собой обрывы
линии электропередачи. А если город обесточен, то нет воды и тепла. И
основной удар, весь негатив со стороны граждан они принимают на себя.
ЕДДС – это еще и служба психологической помощи.
– Что скажете о других предприятиях? И вообще, с какими проблемами приходится постоянно сталкиваться?
–
Если брать в целом коммунальное хозяйство, основная проблема – это
высокий износ. Отсюда большая нагрузка на аварийно-диспетчерские службы
наших подведомственных предприятий.
Если
говорить о самих предприятиях… Возьмем, например, тепловые сети.
Коллектив работает, старается, и результат налицо. У нас остро стоял
вопрос выноса подвальных котельных. По требованию Ростехнадзора.
Предприятие самостоятельно, без привлечения каких-либо дополнительных
средств, выполнило эту задачу. В следующий отопительный сезон во
Владикавказе мы войдем уже практически без подвальных котельных.
Проведен
большой объем работ по теплоизоляции трубопроводов, что значительно
снизило теплопотери на магистралях. В отопительном сезоне 2017–2018 г.
тепловые сети сожгли на 10 млн кубометров меньше газа, чем за предыдущий
отопительный период. Также снизили затраты электроэнергии. Все это за
счет энергосберегающих технологий, той же теплоизоляции, применения
более энергоемкого оборудования. Я считаю, это серьезный показатель.
В
силу ряда обстоятельств водоканал, к сожалению, банкротное предприятие.
Тем не менее скажу, что на сегодняшний день у нас в городе, а мне есть с
чем сравнивать, очень хорошая по своим вкусовым качествам вода.
Аварийные
ситуации на сетях водоснабжения мы свели до минимума, несмотря на то,
что отрасли какое-то время не уделялось должного внимания. Могу сказать,
опираясь на аналитику по Северному Кавказу, по объему возникновения
аварийных ситуаций на сетях водоснабжения мы на хороших позициях.
Насколько я помню, в 2013 году во Владикавказе проводилось серьезное
обследование сетей водоснабжения. Институт, проводивший его,
рекомендовал с учетом состояния системы водоснабжения менять ежегодно
порядка 50 км трубопровода. К сожалению, пока нам не удается дотянуть до
этой цифры. Все упирается в финансы. Но будем стремиться.
Хорошее
предприятие «Владсток». Есть планы по его модернизации, как и других
предприятий. Очистные сооружения в Ногире и в поселке Заводском уже не
отвечают в полной мере современным требованиям экологической
безопасности. Но чтобы осуществить реконструкцию, необходима поддержка
федерального центра.
Очень
хороший коллектив у нас в горсвете. Благодаря специалистам этого
предприятия у нас все в порядке с уличным освещением. 7 марта во
Владикавказе стартует первенство Европы по боксу среди юниоров. Перед
этими серьезными соревнованиями горсвет обновил систему уличного
освещения в районе Манежа. Работа была выполнена оперативно и очень
качественно.
Вообще,
у них мощный, слаженный коллектив, хорошее руководство. Есть и
бесценные кадры, такие как Руслан Бесолов. Такими кадрами разбрасываться
нельзя. Такого же высочайшего уровня специалист работал со мной в
Министерстве ЖКХ – Николай Кияшко. Он, кстати, в 1960-х или 1970-х был
градоначальником. Сейчас ему далеко за 80 лет, а он владеет всеми
современными техническими средствами, ходит пешком.
– Вы начали говорить о планах на будущее. Что еще планируете? Может, хотите что-то кардинально поменять?
–
Кардинально – нет, революций устраивать не собираюсь. У Комитета много
достижений благодаря предыдущему руководству Майрану Михайловичу
Тамаеву, курирующему сферу ЖКХ, и Ахсарбеку Хасанбековичу Дидарову,
непосредственно начальнику комитета. Например, благодаря их стараниям
текущий отопительный сезон прошел без эксцессов. В целом буду
придерживаться уже намеченного ими курса. Хотя есть, конечно, свои идеи,
планы.
По
водоканалу есть планы. В свое время Минстрой построил участок для
водовода по Московскому шоссе. Сейчас заканчивается разработка проекта
самого водовода. Надеюсь, с этим объектом нам удастся попасть в
федеральный проект «Чистая вода» национального проекта «Экология». Этот
водовод повысит надежность водоснабжения Владикавказа. Он сможет
заменить городские водоводы, которые исчерпали свой ресурс.
Есть
планы относительно системы канализации в центральной части города. Она
строилась давно и не была рассчитана на такую нагрузку. Поэтому сейчас
там возникают проблемы. Хотим посидеть со специалистами «Владстока»,
определить наиболее проблемные точки, чтобы можно было заняться
разработкой проекта по их реконструкции.
В
целом основной акцент хочу сделать на техническое оснащение наших
муниципальных предприятий, на реализацию городской программы помощи
ветеранам и инвалидам по ремонту их квартир, на приведение в порядок
бывших общежитий. Сейчас мы формируем определенный перечень объектов,
которые хотим включить в план следующего года.
– Что это за программа по ремонту квартир?
–
Это городская программа. Есть категория граждан, которой мы оказываем
помощь, бесплатно ремонтируем квартиры. Это, конечно, не евро ремонт,
зато реальная помощь. Кому-то нужно, например, только окна заменить,
кому-то ванную комнату привести в порядок, кому-то сделать косметический
ремонт.
– С какими проблемами чаще всего приходят люди на прием граждан?
–
Помимо официальных дней, наши сотрудники практически в ежедневном
режиме осуществляют прием граждан. У нас дверь ни для кого не закрыта.
А если вы после обеда пройдете по коридору, увидите очереди посетителей.
В
основном приходят с вопросами по реализации программы переселения из
аварийного жилья. Очень много обращений по поводу замены лифтов. Хорошая
программа, хорошее начинание, но, к сожалению, реализация идет с
опозданием. Из-за этого маломобильная группа граждан оказалась заперта в
своих квартирах. Уже пошел четвертый месяц, как лифты не работают.
Насколько я знаю, до конца прошлого года должны были быть завершены
работы по 70 лифтам. Сегодня уже март, а катается только 44. Всего на
замену поставили 156 лифтов. Министерство направило претензию подрядной
организации по качеству и срокам выполнения работ. Срок завершения
контракта – 31 апреля. Подрядчик обещает выполнить работу до
обозначенной даты. Надеюсь, так и будет.
Большая
проблема по горячей воде в многоквартирных домах. Есть дома, которые в
свое время были введены в эксплуатацию с одной трубой, подающей горячую
воду, без рециркуляции, обратки. Чтобы из крана пошла горячая вода, его
нужно долго держать открытым. Остывает вода в трубах. Мы эту проблему
решаем последние два–три года. Тепловыми сетями интенсивно ведутся
работы по восстановлению подающего рециркуляционного трубопровода. На
днях на заседании по вопросам ЖКХ сообщили управляющим компаниям, что им
нужно подключиться к этому процессу. Тепловые сети подают трубы до
дома, а рециркуляционную разводку внутри надо уже делать управляющим
компаниям.
У
нас есть положительные примеры восстановления рециркуляционных
водопроводов. Но есть и негативные примеры: в ряде домов люди
отказываются проводить дополнительную трубу. Мы не имеем права
настаивать, решение всегда за собственником. Кто-то объясняет, что
ремонт не хочет портить, кто-то просто двери не открывает. Но есть уже
решение об обязательной установке приборов учета воды. Вот тогда эта
проблема может больно ударить по карману владельцев квартир.
Бывают
жалобы на управляющие компании. Порой критика конструктивная, порой –
совершенно безосновательная. Выезжаешь на место и из разговора с другими
жильцами узнаешь, что УК работает отлично, а у недовольного гражданина
просто накопились огромные долги за техническое обслуживание.
На
все обращения граждан мы в обязательном порядке даем письменные ответ в
течение отведенного для этого месяца. Когда-то эти вопросы решаются,
когда-то – нет. В силу наших полномочий мы можем решить не все вопросы.
Но всегда разъясняем гражданину, почему не можем чего-то сделать.
– У вас есть полномочия влиять на работу управляющих компаний?
–
У нас нет полномочий наказывать, мы можем только убеждать. Если не
хватает силы нашего убеждения, привлекаем Жилнадзор. Мы соратники и
должны понимать друг друга. Но нам спокойнее от того, что есть некий
симбиоз Комитета ЖКХ и Жилищного надзора. Тогда к нашим убеждениям
прислушиваются, охотнее и быстрее реагируют на наши убеждения.
Тут
хочется отметить наши образцовые управляющие компании. Это ЖСК-2 во
главе с Георгием Остаевым. Мощное предприятие, он сам крепкий
хозяйственник. На днях прошелся по его району без предупреждения.
Посмотрел территорию, как идет замена лифтов. В его домах уровень и
качество замены лифтов лучшие. В основном они уже работают. Он не имеет
никаких рычагов влияния на подрядную организацию, просто человек был
заинтересован, чтобы в его домах был порядок. Зашел к нему в контору,
поблагодарил. Он был удивлен, когда меня увидел.
Это
компания «Эталон» Ивана Ушаридзе, за ней закреплен микрорайон Хольцман.
У нас есть муниципальное домоуправление во главе со Станиславом
Сокуровым. У них тоже отличная работа. Мое мнение таково: те, кто сейчас
пришел в эту отрасль, должны брать с них пример. Думаю, наши старшие
товарищи не откажут в совете и помощи.
Из
молодых отмечу ВДУ-7 во главе с Виталием Козаевым. В его районе недавно
случился перебой с электроснабжением. Было уже поздно. Казалось бы,
какое он имеет отношение к электроснабжению, но он по первому звонку все
бросил и примчался на место аварии.
Еще
выделю две управляющие компании – «Лидер», которым руководит Светлана
Токаева и ВДУ-2 во главе с Элеонорой Тибиловой. Раньше я скептически
относился к женщинам в сфере управления многоквартирными домами, но на
сегодняшний день поменял свое мнение. Очень оперативно всегда реагируют,
налажено взаимопонимание между УК и жильцами. Пользуясь моментом, хочу
поздравить их с наступающим Международным женским днем!
– Что-то зависит от взаимодействия жильцов с управляющей компанией?
–
Конечно, многое зависит от энтузиазма, желания жильцов видеть свою
общедомовую территорию благоустроенной и ухоженной. И от осознания
управляющих компаний, что они исполняют некую миссию по обеспечению
качества жизни граждан в части жилищных услуг. Ведь когда человек
выходит из своей квартиры, если мы берем многоквартирный дом, он видит
площадку, лестничный марш, двор. И когда он созерцает красоту, то у него
и помыслы становятся прекрасными. Таково мое мнение.
Не
буду далеко ходить, возьму для примера свой дом. В моем подъезде чисто и
красиво, цветы, картины. Двор тоже благоустроенный: тротуарная плитка,
озеленение. В плане посадок одна часть у нас декоративная, другая –
плодово-ягодная. Даже урожай есть. Все это сделано силами жильцов и
управляющей компании, которая помогла с нужными строительными
материалами. Такой тандем дает хорошие результаты. Главное, не нужно
быть равнодушными. Наш дом не заканчивается за дверями нашего жилья.
Если брать глобально, наш город, наша республика – это тоже дом каждого
из нас.
Беседовала
Екатерина ДЖИОЕВА