Во время Французской революции одного аристократа спросили, почему он так радуется происходящему. Он ответил: «Как же, теперь не надо платить по счетам». Революционные события 1917 г. не только ликвидировали счета, но и поставили под сомнение само существование денег. «Наши дети, когда вырастут, будут знакомы с деньгами только по воспоминаниям, а внуки – по цветным картинкам в учебниках истории», – писала газета «Правда» в 1920 г. Столь ненавидевшие деньги большевики напечатали к 1921 г. 1994464460 млн руб., что полностью обессмыслило денежное обращение. В январе 1921 г. квартирная плата была отменена.
Весной 1918 г. начался так называемый «квартирный передел», когда у имущих классов были отняты излишки жилплощади. Излишком считалось больше одной комнаты на человека. Рабочие с окраин заселялись в роскошные квартиры в центре Петрограда и Москвы. Известный ученый-статистик Струмилин писал в 1919 г.: «Рабочие не проявляют особой охоты к переселению уже потому, что им и без того не тесно, а слишком просторные квартиры при современной дороговизне дров представляют уже не удобство, а сплошное бедствие… К этому нужно прибавить, что барские квартиры находятся в центре города, а заводы – на окраинах. Рабочему пришлось бы после переселения в центр тратить лишние время и деньги на проезд к месту работы. Вот почему даже бесплатная барская квартира для рабочего – не подарок, а слишком дорогое удовольствие».
О том, к чему привела политика бесплатного жилья, рассказывает отчет работников Петросовета о состоянии некогда «элитного» дома на Большой Морской в июле 1921 г.: «Водопровод во всем доме не работает. Уборные не действуют. Большинство из них загажено. Полы в некоторых комнатах поломаны, очевидно, на топливо. Чем ниже этаж, тем мрачнее картина разрушения и антисанитарного состояния. Общее впечатление такое, что весь дом представляет собой вредную клоаку. Жильцы этого дома должны быть безотлагательно выселены».
В результате городское жилищно-коммунальное и дорожное хозяйство, учреждения землепользования и пожарные части были переданы в ведение НКВД. Такой порядок сохранялся до начала 1930-х годов.
В период так называемого «военного коммунизма» больше всего «повезло» гостиницам и меблированным комнатам. Их облюбовали под жилье представители новой власти. Бывшие отели стали Домами Советов и в самые мрачные времена разрухи содержались в приличном состоянии. Проживание и питание в них были бесплатными.